Сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

И.Г.Сухин "Страна Грёз"

 

 

Рисунок Лены Сухиной (примерно 1990 год)

 

Сказочная повесть "Страна Грёз" печаталась только в четырёх сборниках для внеклассного чтения (с продолжением): 1. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – Выпуск 4. – М.: Новая школа, 1995 (с.83-104). 2. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – Выпуск 5. – М.: Новая школа, 1995 (с.51-79). 3. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Учебное пособие для третьего класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Новая школа, 1996 (с.95-119). 4. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Учебное пособие для третьего класса трёхлетней начальной школы. – М.: Новая школа, 1996 (с.89-111).

Первый вариант данной повести я написал в 1978 году. Взял общую тетрадь (она сохранилась до сих пор) и без исправлений исписал её от начала до конца. Лишь годы спустя, занялся “доводкой” повести и много раз её перерабатывал. Затем в другой тетради написал продолжение – "Ален в Стране Тьмы" (в имени Ален ударение на "е"!). Читателям 8-10 лет, которым я давал прочитать рукопись, повесть полюбилась, кое-кто перечитывал её по 4-5 раз. Но опубликовать её в эпоху СССР было делом безнадёжным. Лишь в 1995-1996 гг. "Страну Грёз" в сильно сокращённом варианте (я исключил вторую часть, изменил начало и конец) удалось случайно опубликовать в четырёх "Книгах-выручалочках по внеклассному чтению". Отдельной книгой повесть не выходила, а её продолжения существуют только в рукописном виде. Несколько раньше, в сборнике "Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса" (М.: Новая школа, 1994. – 192 с.), я опубликовал сценарий пьесы "НОВОГОДНЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ АЛЕНА" (по мотивам повести "Страна Грёз").

Направление, в котором я пишу, некоторые мастера слова презрительно называют "носовщина". Такое отношение к Н.Н.Носову огорчает. В детстве я перечитал огромное количество повестей-сказок и уверен, что настоящая сказочная повесть должна покоиться, по крайней мере, на трёх китах: пленительной таинственности произведений А.М.Волкова ("Волшебник Изумрудного города" и др.), искромётном юморе произведений Н.Н.Носова ("Приключения Незнайки и его друзей" и др.) и динамичности. Спор "словесников" и "сюжетников" беспредметен – у каждой группы свой контингент читателей… В “Стране Грёз” встречаются и кажущиеся придуманными персонажи: жук-ломехуза, муравьи-амазонки и т.п., но это реальные представители животного мира… Мне нравится конструировать сюжет, придумывать неожиданные ходы. Когда я читаю свои сказочные материалы детям, то очень часто спрашиваю их: “Отгадайте, что будет дальше?” И редко получаю правильные ответы. Кому-то из взрослых читателей “Страна Грёз” может показаться наивной, кому-то банальной. Современные дети так же, как и мы раньше, любят фантастические повести-сказки, только сейчас их порой называют лукавым словом “фэнтези”. Буду признателен Вам за отзывы об этой моей старой-престарой повести. Я считаюсь “шахматным” автором, но в этой повести слово “шахматы” встречается только один раз… Сын одного из моих товарищей (Кости Иванова) в далёкие 80-ые дал прочитать "Страну Грёз" своему 11-летнему сыну, которого в то время было не усадить за книги. И случилось чудо - мальчик прочитал мою повесть, а затем стал читать всё подряд! Родился ещё один читатель! Не знаю, много ли было подобных случаев…

Я не собирался выкладывать "Страну Грёз" в Интернете, более того, у меня даже нет её пока полностью в компьютерном варианте, но в начале февраля 2005 года получил от родителей несколько писем о том, что их детям в четвёртых классах задали по внеклассному чтению прочитать “Страну Грёз”, а в библиотеках повести нет. Я считаю себя ответственным за то, что учителя начальных классов рекомендуют к прочтению мою повесть, а её текст днём с огнём не сыскать. Поэтому сейчас начинаю постепенно публиковать её на своём сайте в Интернете. Единственная просьба к сетевым библиотекам – не выкладывайте её у себя (тем более что закон об авторском праве всё ужесточается - http://www.law.copyright.ru/federal-1451.html). Она будет целиком приведена на моём сайте, и этого достаточно. Если кого-то заинтересуют сами "Книги-выручалочки по внеклассному чтению", то несколько лишних экземпляров у меня ещё сохранилось.

 

СТРАНА ГРЁЗ

Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – Выпуск 4. – М.: Новая школа, 1995 (с.83-104)

(начало, первая часть из четырёх)

Дорогие ребята!

С Володей Леноловым я познакомился год назад, когда гостил у друзей. Вова был очень болен – прикован к постели. Врачи говорили, что надежды на его выздоровление мало, и для этого необходимо отличное настроение. А какое может быть настроение, если ты с кровати встать не можешь? И Вова чах с каждым днём, мужественно перенося свою болезнь и стараясь лишний раз не расстраивать родителей.

Вова много читал и мог интересно рассказать о любой книге своей домашней библиотеки. И я догадался, что может помочь мальчику победить болезнь!

– Ты вылечишь себя сам! – твёрдо сказал я, смотря прямо в Вовины глаза.

– Как?

– Напишешь сказочную повесть и выздоровеешь!

– А о чём писать? – В его глазах мелькнул лучик надежды. – Может, о приключениях мальчика в волшебной стране?

– Пиши о чём хочешь, но не торопись. Продумай сюжет, каждую главу записывай сначала на черновике, как следует поработай над ней и только тогда заноси её в толстую тетрадь. Через год ты её испишешь – и вылечишься!

Я чувствовал, что Вова мне не очень-то поверил, но сказку писать стал. И чудо произошло. К Вове вернулось хорошее настроение, и он вылечился!

И вот что он просил вам передать. Если вы больны, то, как бы ни было грустно и плохо, не сдавайтесь болезни и пишите сказочные повести. Вы ощутите такой прилив сил, который поможет одолеть любую болезнь. Если вы здоровы, всё равно пишите сказки. Верю: они будут интересными. Читая их, больные ребята забудут о своих болезнях… И ещё: напишите продолжение моей сказочной истории и пришлите его мне!

Вот начало этой повести.

 

Ален сидел на краю покатой крыши высотного дома, свесив ноги на улицу.

Родители уехали в отпуск, а его оставили одного. Теперь Ален са-мо-сто-я-тель-ный и может делать всё, что захочется. А захотелось ему первым делом залезть на крышу и, сидя на краю, поболтать ногами. Так он и сделал.

Он был горд собой. Ещё бы! Не испугался. Хорошо бы и вниз взглянуть. Но, говорят, с непривычки закружится голова.

А глянуть вниз очень хочется. Хоть одним глазком!

Ален опустил голову, нечаянно посмотрел вниз, пробормотал:

– Ну и высотища! – И его словно подтолкнули в спину.

Он охнул и полетел вниз…

Но, хоть и редко, случаются на земле чудеса. Какая-то сила подхватила Алена и понесла прочь от города.

– Ну, как? Пришёл в себя? – услышал он ласковый голос.

– Кто вы?

– Фея Рассвета.

– Фей не бывает.

– Редко кому удаётся нас увидеть.

– Если вы – фея, то должны знать, почему меня зовут Ален.

– Твоей маме очень нравится имя Лена, вот тебя и назвали похоже.

– Совсем не похоже, – насупился мальчик.

– А ты повторяй непрерывно: Леналеналеналеналена. Что слышится? Ален. Ален. Ален. Ален.

– Так, значит, вы и в самом деле волшебница?!

– Поэтому ты и остался жив, когда упал с крыши! – усмехнулась Фея.

– А я и не падал вовсе, а ... тренировался, – покраснел Ален.

– Может, ещё хочешь... потренироваться? Тогда не буду мешать. – Она помолчала. – Тебе повезло, что я оказалась рядом. А всё потому, что от тебя зависит судьба твоей планеты.

Ален затаил дыхание и дальше слушал не перебивая.

– Мы, добрые феи из Звёздного Содружества Вселенной, не понимаем взрослых жителей Земли. Почему они так много говорят о Добре, а творят только Зло? Почему они так много говорят о Мире, а сами всё воюют и воюют? Почему они так много говорят о защите природы, а сами загрязняют её каждую минуту, каждую секунду? И почему они так много говорят о любви к детям, а сами...

Теперь уже Ален покраснел не за себя, а за всё человечество.

– И вот Звёздное Содружество задумало уничтожить людей, чтобы сохранить природу Земли.

Ален не знал, что и сказать. Ведь он и сам плохо понимал жизнь взрослых. Но как можно уничтожать живых людей?

– Я с трудом убедила других фей в том, что дети Земли лучше взрослых, – продолжала волшебница, – и уговорила их испытать землян. Испытание должен выдержать самый обыкновенный мальчик. И мальчик этот – ты!

– Какой же я обыкновенный? – обиделся Ален.

– Что из того, что ты ловок и смел, дружишь со спортом и играешь в шахматы? Зато ты обидчив, самоуверен и ... “тренируешься”. Обычный мальчик. Сейчас мы летим в фантастическую Страну Грёз. Хотя такой страны на свете нет, для тебя там всё будет непонарошку. В Стране Грёз ты должен сначала одолеть колдунью – Королеву Зла, а затем – коварного Тира. Одолеешь их – человечество будет жить. Если же нет... – Фея Рассвета вздохнула.

– Я согласен.

– Ты и представить себе не можешь, сколько трудностей встретится на твоём пути. С чего начать? Помоги принцу Верну освободить девочку Таяну. В часы тяжёлых испытаний ты обретёшь настоящих друзей. Никогда не расставайся с ними, и удача будет с тобой.

– А кто такие Верн и Таяна и где их искать? – спросил Ален.

– Об этом узнаешь в Королевстве Чёрных Усов...

Вдруг Фея умолкла, и головокружительный полёт завершился. Ален всё ещё не мог прийти в себя. Неужели от него зависит судьба всех людей Земли?!

Ален оказался на развилке трёх песчаных дорог. На перекрёстке стоял столб, на котором красовались стрелки с надписями: “Тиранит”, “Долина Чудаков” и “Королевство Чёрных Усов”.

 

 

Выходит, он и в самом деле попал в Страну Грёз. Сердце забилось часто-часто.

Помня слова Феи Рассвета, Ален зашагал в Королевство Чёрных Усов. Он шёл и с интересом смотрел вокруг. По обе стороны дороги расстилалась степь, ослепительно сияло солнце, по-утреннему щебетали птицы. Песчаная дорожка причудливо извивалась, уводя мальчика всё дальше и дальше.

Вскоре показались уютные домики, окружённые клумбами и кустами черёмухи. Дорожка ещё раз повернула, и Ален оказался перед деревянным щитом, на котором было написано: “Столица”.

Город мальчику понравился. Одноэтажные дома с куполообразными крышами выглядели очень симпатично. Кое-где на крылечках сидели и стояли люди. Они были на удивление худы и невысоки.

"Я, наверное, выше любого в этом королевстве" – подумал Ален.

Но что самое поразительное – усы у мужчин Столицы были синими!

"Здесь кроется какая-то тайна", – прошептал Ален и подошёл к одному из них:

– Извините меня, я – не здешний и никого в Столице не знаю. Не расскажете ли вы мне о вашем королевстве?

– Вы находитесь в самом лучшем королевстве на свете. Наш король Чёрный Ус – умнейший и добрейший правитель. Все мы замечательно живём. Вот только раньше у нас были великолепные чёрные усы, а теперь… сами видите. – И усач вздохнул.

– Что же случилось?

– Нас заколдовали.

– Кто?

Усач с опаской посмотрел по сторонам и вдруг юркнул в свой домик.

Не больше разузнал Ален и у других мужчин города. Когда разговор заходил о синих усах или принце, усачи словно немели.

– Не могла Фея Рассвета побольше рассказать! – огорчился Ален.

Тут он заметил, что крылечки домов опустели. Все высыпали на улицу и окружили напыщенного усача, который держал в руках лист бумаги. Ален догадался, что это был королевский глашатай, и подошёл поближе.

Глашатай выждал, пока не наступит тишине, и прочитал:

– По королевскому повелению принц Верн приговаривается к заточению в крепости Тю-Рьма.

Толпа загудела:

– Бедный принц, жаль его – он добрый и смелый…

– За это и поплатился!

– Тс, тс, тс! – Усачи заметили Алена и разбежались.

Глашатай пожал плечами и ушёл. Лишь один старец остался стоять около Алена.

– Может быть, вы раскроете мне тайну синих усов? – с мольбой проговорил Ален.

– Раскрою. Я знаю, что вы не враг нашему королю. Разговор будет долгим, поэтому приглашаю вас в гости.

И вот о чём поведал Алену старец.

 

В тот злополучный час король и министры заседали во дворце. Чёрному Усу доложили, что соседний Тиранит активно готовится к войне с Королевством Чёрных Усов и следует к ней подготовиться.

Вдруг воздух в зале заседаний пришёл в движение. Порыв ветра выбил стёкла в окнах. И откуда-то сверху прозвучал скрипучий голос:

– Я, всемогущая и всесильная Королева Зла, приказываю признать мою власть в королевстве!

Чёрный Ус задрожал от страха. Министры тоже напугались, но отказались повиноваться невидимой волшебнице.

Королева Зла разгневалась и прошипела:

– Ах, так! Пусть же ваша гордость – чёрные усы – будут синими до тех пор, пока отчаянный смельчак не добудет в Ущелье Снов бездонную чашу и не разобьёт её в Долине Чудаков у ног Оракула. Но это не случится никогда, ведь ваши слабосильные подданные не преодолеют мои преграды. – Тут колдунья заскрежетала зубами. – Я бы наказала вас гораздо сильнее, но тогда добрые феи отомстили бы мне… Когда вам надоест носить синие усы, я жду тебя, король, в Тираните. Ты встанешь на колени перед моим троном и положишь корону к моим ногам. И не мешкай, а не то я раскрою твоим подданным секрет силы. Станут ли они тогда подчиняться тебе? – И так же внезапно голос колдуньи смолк.

Если бы не синие усы и разбитые стёкла, можно было бы подумать, что королю и министрам всё померещилось.

Заклятие Королевы Зла оказалось сильным, и король и министры убедились в этом первыми. Вскоре мужчины всего королевства стали перекрашивать синие усы, но синева проступала опять. Стали сбривать, но через некоторое время у них вырастали такие же ненавистные синие усы, как и раньше. В королевстве исчезли смех и веселье, с людьми часто стали случаться несчастья. Тогда самые храбрые из усачей отправились в Ущелье Снов, но ни один смельчак не вернулся обратно. А тут ещё в лесах поселились огромные муравьи-амазонки, которые приводили в трепет бедных усачей.

– Это всё Королева Зла, – шептали друг другу жители королевства.

Собрал тогда Чёрный Ус министров и сказал:

– Мы убедились в могуществе Королевы Зла. И я боюсь, что она и в самом деле раскроет нашим подданным секрет силы (а кроме нас, его знают только преданные стражники, но они умеют молчать). Ведь тогда даже самые слабые усачи окрепнут, возмужают и перестанут подчиняться. Кто будет тогда почтительно склонять перед нами головы и завидовать нашей власти? Может быть, признаем власть колдуньи?

– Не спешите, ваше величество. Сделать это мы всегда успеем, – возразили министры.

Уж очень им не хотелось, чтобы ими правил не только король, но и колдунья.

Король в знак согласия кивнул, и совещание закончилось.

Надо сказать, Страна Грёз во многих отношениях была местом необычайным – там почти никому не нужно было ни спать, ни есть. Объяснялось это замечательными свойствами живительного воздуха, который хорошо поддерживал силы и быстро снимал усталость. Добрые феи позаботились и о безоблачном небе, и о том, чтобы солнце всегда находилось в зените. Но против Королевы Зла феи оказались беспомощными. Колдунью надо было уничтожить. Но это значит тоже совершить зло – так считали феи и оставляли преступления колдуньи безнаказанными. До поры до времени. Между тем Королева Зла добилась того, чтобы в Стране Грёз поселилась тоска и печаль, не стало дружбы и любви.

Можно себе представить, как рассердилась колдунья, когда узнала, что принц Верн подружился с девочкой Таяной. Вихрем пролетела колдунья по королевству усачей и прокралась во дворец.

Король стоял у зеркала и выщипывал синие усы. Время от времени он вскрикивал от боли и ругался:

– Чтоб ей провалиться!

– Полегче, полегче, любезный король, – ехидно прогнусавила колдунья.

Чёрный Ус вздрогнул и задрожал.

– Боишься? А за принцем не следишь! Он осмелился подружиться с девчонкой!

– Я н-н-ничего не з-з-знаю…

– Немедленно посади его в Тю-Рьму, а не то я от твоего королевства камня на камне не оставлю!

– Будет исполнено, – покорно пробормотал Чёрный Ус.

– Так-то лучше.

Проведала колдунья и принца. О чём они беседовали – неизвестно, но в Тиранит злая волшебница улетела в гневе. А когда стражники пришли за принцем, на его губах играла дерзкая улыбка…

 

– А где находится Тю-Рьма? – спросил Ален у старца.

– На окраине Столицы. Это двухэтажное гранитное сооружение, из которого ещё никому не удалось убежать. Начальник Тю-Рьмы хвастается, что из неё и комар не вылетит.

Ален поблагодарил старца за рассказ и направился к королевскому дворцу. Он шёл и думал: как же вызволить принца Верна из беды? И придумал!

Уверенным шагом Ален подошёл к стражникам и, задрав нос кверху, сказал, что хочет срочно поговорить с Чёрным Усом. Стражники удивились, но провели мальчика в тронный зал.

На резном вызолоченном троне важно восседал король.

– Говори, – величественно произнёс Чёрный Ус.

– Ваше величество, я хочу освободить королевство от заклятия колдуньи.

– Тише! – испугался король. – Никто ещё не вернулся из Ущелья Снов… Ты – чужестранец?

– Да.

– Быть может, тебе повезёт больше. Развеешь злые чары – получишь полкоролевства. В противном случае голову с плеч снимать уже не придётся, – мрачно закончил Чёрный Ус.

– Я не боюсь опасности.

– А что тебе нужно от меня?

– Пригодилась бы охранная грамота, чтобы усачи помогали на пути в Ущелье Снов, – сказал Ален и подумал: "Удастся ли?"

Король изучающе посмотрел на мальчика и приказал принести бумагу. На ней Чёрный Ус размашисто написал: "Повелеваю! Обладателю данной грамоты оказывать помощь". И подписался.

Ален взял бесценный документ и под угрюмые взгляды стражников покинул дворец. Только теперь он облегчённо вздохнул: всё же не каждый день приходится беседовать с королями и тем более обводить их вокруг пальца! Ален лукаво подмигнул солнцу и вприпрыжку побежал к крепости…

 

Тем временем король вызвал сыщика:

– Проследи, куда отправится этот храбрец. У молодого гиганта доброе лицо, но вдруг он всё-таки из Тиранита? От тиранов можно ожидать любой подлости…

 

Между тем Ален подбежал к воротам Тю-Рьмы и постучал:

– Откройте.

– Кто там?

– Я, – созорничал Ален.

В ответ кто-то хмыкнул, и звякнули ключи. Навстречу Алену вышел начальник крепости:

– Чем могу служить?

Мальчик показал грамоту, и начальник Тю-Рьмы почтительно поклонился:

– Пройдёмте по мне.

Алена провели к маленькому дому, сиротливо стоявшему около крепости. Неподалеку мальчик увидел колодец и стражников, которые поливали друг друга водой из вёдер и растирались полотенцами. Заметив Алена, стражники почему-то отставили вёдра в сторону и спрятали полотенца за спину. Ален удивился и приостановился, озарённый догадкой. Он вспомнил слова старца о каком-то секрете силы. Ален чуть не рассмеялся и прошептал:

– Да это же просто… – но не договорил, заметив, что начальник Тю-Рьмы прислушивается.

В комнате, в которую вошли Ален и начальник Тю-Рьмы, пахло сыростью. Скромная обстановка: стол, два стула, пустой книжный шкаф и клетка с попугаем.

– Пр-р-рисаживайтесь, – предложил попугай.

Ален удивился, но сел.

– Встань, наглец! – крикнул попугай.

Ален вскочил со стула. Попугай довольно захлопал крыльями, а начальник крепости побледнел:

– Извините, Киску – это его любимая шутка. Кроме неё попугайчик ничего не знает.

– Дур-р-рак! – оскорбился попугай.

Ален сел и замялся, не зная, с чего начать. Начальник крепости потоптался на месте и тоже сел.

– Встань, наглец! – воскликнул попугай.

Забывшись, начальник Тю-Рьмы подскочил на стуле.

– Сам дурак! – Он погрозил пальцем попугаю и спросил у Алена: – Что вас к нам привело?

– Мне приказано отвести принца Верна к королю.

– Но вы прибыли без охраны…

– Вы дадите стражников.

– Я даже не знаю…

– Дур-р-рак! – сказал попугай.

– Ты полагаешь, Киска, что мы должны подчиниться?

Попугай с сожалением взглянул на хозяина и вздохнул:

– Дур-р-рак…

– Немедленно привести узника из камеры номер 13! – крикнул начальник крепости.

Стражники привели принца, который оказался хрупким мальчиком, одетым в лёгкий шёлковый костюм, расшитый золотыми нитками.

Ален посмотрел в умные печальные глаза узника и почувствовал к нему симпатию: видно было, что он не воображала, хоть и принц.

– Я отведу вас к королю, – сообщил Ален и подмигнул пленнику.

– Хитрецы, – заметил попугай.

– Что ты сказал, Кисуля? – встрепенулся начальник Тю-Рьмы.

– Дур-р-рак! – с чувством проговорил попугай и подмигнул Алену.

Ален улыбнулся и подмигнул попугаю. Тот довольно запорхал по клетке.

– Замечательный у вас попугай – всё замечает! – восхитился Ален.

– Это Киска-то? – искренне удивился начальник крепости. – Невероятно тупая птица! Только и слышу от него: "Дурак, дурак…" Это у него от глупости. Когда мне дарили попугая, уверяли, что он умён. Но как я с ним ни бился, кроме пяти-шести слов, он ничего не запомнил. Сейчас вы в этом убедитесь… Киска, кто я?

– Дур-р-рак!

– Видите, он даже не знает, что я – уважаемый начальник Тю-Рьмы. Ну да ладно, берите четверых стражников и ведите принца во дворец.

Крепостные ворота открылись, Ален во главе маленького отряда вышел из Тю-Рьмы. Пока всё шло по плану. Оставалось избавиться от стражников. Помог случай. Ален обернулся и заметил, что за ними кто-то следит, перебегая от дерева к дереву. Тогда Ален замедлил шаг, поравнялся с конвоирами и приказал поймать неизвестного.

Преследователь смекнул, что его обнаружили, и пустился наутёк. Но как ни петлял, скрыться ему не удалось. Стражники повалили, связали несчастного, засунули ему кляп в рот – уж очень он кричал! – и вернулись назад.

Каково же было их удивление, когда ни Алена, ни Верна на месте не оказалось. Связанный вертел головой и силился что-то сказать, но теперь конвоиры не обращали на него никакого внимания. Поразмыслив, стражники рассудили, что от большого и сильного Алена принц не убежит, и вернулись в крепость.

Увидев связанного, начальник Тю-Рьмы обомлел и сам освободил его от пут. Пленник закричал:

– Безмозглые служаки! Как вы посмели оставить принца без охраны? Кто выпустил его из крепости?

– Дур-рак! – сказал попугай.

– Да, верно здесь заметили. Какой дурак отпустил принца?

– Но у этого крепыша была королевская грамота, господин сыщик… – оправдывался незадачливый начальник крепости.

– Нас обманули… Именем короля! Приказываю арестовать нерадивого начальника.

Стражники повиновались. Они позволили несчастному взять клетку с попугаем и отвели его в одну из многочисленных камер.

Оставшись в одиночестве, узник с тоской осмотрел маленькую комнатушку, в которой не было даже стула.

– Пр-р-рисаживайтесь, – предложил попугай.

– Глупая птица, что я, на пол сяду, что ли? – обиделся его хозяин.

– Неумён тот, кто не видит дальше кончика собственного носа! – неожиданно изрёк попугай.

– Что-о? – взревел заключённый. – Так ты умеешь складно говорить? Значит, всё это время ты издевался надо мной? Ну, держись!

Узник открыл клетку и стал ловить попугая…

 

Тем временем мальчики перепрыгнули через ручей и юркнули в дупло могучего дуба.

– Здесь нас не найдут. В дупле я часто прячусь от короля, читаю книги и размышляю…

– Верн, а кто такая Таяна? – перебил Ален.

– Моя знакомая девочка. Мне нравится с ней играть. Ты понимаешь меня?

– Конечно, я сам раньше дружил с одной девочкой, – заверил Ален.

– О нашей дружбе узнала Королева Зла. Она похитила Таяну и сказала мне, что я не увижу её, пока не сниму заклятие с усачей. В тот же миг столб пыли поднялся у моих ног – видно, сильно разгневалась колдунья – и помчался прочь… А сейчас я покину тебя. Мой путь – в Ущелье Снов за бездонной чашей.

– И я иду туда же. Вот тебе моя рука! – воскликнул Ален.

Принц растроганно пожал руку Алена.

– Как слаба твоя рука! – удивился Ален.

– Посильнее твоей! – гневно крикнул Верн и прыгнул на Алена.

Мальчики вывалились из дупла и покатились по траве. Обида утроила силы принца, но его всё равно уложили на обе лопатки.

– Проси пощады! – играя, воскликнул Ален.

Но Верн был рассержен не на шутку. О, он сейчас покажет этому дерзкому мальчишке, кто сильнее. И вот он сбросил с себя Алена и прошептал:

– Просить пощады сейчас будет кто-то другой!

Ален увидел, как пылают глаза принца, и наконец понял, что задел его за живое. Ему стало стыдно: он поступил не по-товарищески.

Поэтому, когда Верн как коршун налетел на него, Ален дал одержать над собой верх.

– Теперь ты знаешь, что я не слаб, – сказал принц.

Он помолчал немного и вдруг спросил:

– Почему ты такой сильный? Не знаешь ли ты секрет силы? Я давно мечтаю его разгадать, чтобы помочь усачам окрепнуть. Но когда я сказал об этом отцу, ему почему-то мои слова не понравились.

– Секрет совсем прост. Чтобы обрести силу, надо делать зарядку, заниматься физкультурой, увлекаться спортом и закаливаться. Ваши стражники знают это. Я видел в крепости, как они обливались холодной водой.

– Ален, помоги мне… – Верн замялся. – Ну, стать ещё сильнее. Объясни, что такое "зарядка"?

– Мне это нетрудно: мой папа – учитель физкультуры. Зарядка – это гимнастические упражнения. К сожалению, сразу сильным не станешь, но начинать надо с зарядки. Раздевайся до пояса и повторяй за мной все упражнения…

Ален стал делать наклоны, приседания, и принц старательно повторял за ним все движения.

– Я давно не чувствовал себя так легко! – с восторгом сказал Верн, когда зарядка закончилась.

– Теперь будем закаливаться. Тут что главное? Солнце, воздух и вода! Закаливаться нужно постепенно. Начнём с обтирания. Ой, у нас нет полотенца! – огорчился Ален.

Принц подбежал к знакомому дубу и исчез в дупле. И вот он уже возвращается, держа в руках полотенце.

– Откуда оно тут? – обрадовался Ален.

– Подчас мне подолгу приходилось скрываться от отца, вот и запасся всем необходимым.

Ален взял полотенце, смочил один его конец водой из ручья. Затем последовательно обтёр шею, грудь, руки, спину, ноги.

– Теперь сухим концом полотенца растираем тело до появления приятной теплоты, – пояснил Ален.

Верн тоже стал растираться.

– Неправильно. Растирание проводят от ладошки до плеча, от стопы до бедра, а живот и грудь растирают круговыми движениями справа налево. – Ален слово в слово повторил поучения своего папы.

– А сейчас поспешим. Нужно освободить Таяну из плена, – заторопился принц.

– В Ущелье Снов?

– Нет, сначала к муравьям-амазонкам за волшебным ключом. Без него мы в ущелье пропадём. – С этими словами Верн снова полез в дупло и достал из тайника два меча, рукоятки которых были отделаны самоцветами, и пояса с ножнами. – Ты владеешь этим оружием?

– Мой двоюродный брат занимается в секции фехтования. Он научил меня кое-чему, – сказал Ален, с восхищением рассматривая меч.

Товарищи приладили пояса и направились во Владения муравьёв-амазонок.

 

…Узкая дорожка долго вилась вдоль полей. Путники всё шли, шли и увидели большой стеклянный шар, который покоился на обочине. На нём крупными буквами было написано:

ТОТ, КТО ПОДНИМЕТ ЭТОТ ШАР, СТАНЕТ САМЫМ СИЛЬНЫМ В МИРЕ

– Ура! Мне больше не понадобится твоя зарядка, Ален! – обрадовался принц.

Об уже протянул руки к шару, но тут прозвучал знакомый голос:

– Не прикасайся, а то окаменеешь!

Верн отдёрнул руки и оглянулся. Над дорожкой порхал попугай.

– Киска! – несказанно обрадовались мальчики.

– Не называйте меня так. Это прозвище мне дал глупый начальник Тю-Рьмы. Моё имя – Ум. Я чувствовал, что вам грозит беда, и успел вовремя. Будьте осторожны: в Стране Грёз много ловушек Королевы Зла. А куда вы сейчас направляетесь?

В двух словах мальчики рассказали о цели своего путешествия.

– А-а-а, к Мураву – повелителю муравьёв-амазонок. Волшебный ключ у него. Так просто Мурав его не отдаст: заставит в шашки играть. А играет он нечестно. За ним нужен глаз да глаз! – проговорил попугай.

– И Ум, конечно, тоже не помешает, – улыбнулся Ален.

– И Ум, – поддакнул довольный попугай.

 

Между тем перед друзьями встал дремучий лес.

– Начинаются Владения Мурава, – пояснил Ум.

Теперь тропинка проходила сквозь густую траву. Кругом росли неправдоподобно высокие деревья с огромными стволами и большущими листьями. Но, чем глубже в лес заходили друзья, тем меньше листвы оставалось на ветвях, да и стволы стояли сухие, изъеденные.

– Раньше здесь жили маленькие лесные муравьи – формика. А Королева Зла привела сюда из дальних краёв огромных, в человеческий рост, муравьёв-амазонок, – сказал попугай.

– Я читал про них, – вспомнил Ален. – Они часто совершают набеги на другие муравейники и превращают захваченных муравьёв в рабов. Длинные и острые челюсти амазонок годятся только для сражения, вот они и берут в плен для хозяйственных работ муравьёв с короткими, крепкими челюстями… Но муравьи-амазонки не очень велики!

– В Стране Грёз они здоровенные! – возразил попугай. – Один вред от них. Посмотрите, муравейники лесных муравьёв формика разорены, и теперь лес чахнет.

Тут по лесу пронеслось:

– У-у-у!.. Иду-у-ут!.. Хо-хо-хо!..

Мальчики вздрогнули, вытащили из ножен мечи и дальше отправились уже медленнее, внимательно осматриваясь по сторонам. Вот впереди показалась поляна.

– Подождите здесь. Я разведаю, где находится их муравейник, – сказал Ум и улетел.

Вскоре из глубины леса раздалось:

– Друзья, помогите!

Принц и Ален поспешили на крик и увидели, как два большущих муравья держат бедного попугая и приговаривают:

– Ну-ка, скажи: "Попка – дурак".

Заметив мальчиков, муравьи-амазонки отпустили попугая и уползли.

– Надо же, а ведь они трусы! – презрительно сказал Ален.

– Теперь ждите неприятностей, – промолвил Ум, прислушиваясь к лесному шуму.

И попугай оказался прав: со всех сторон появились амазонки. Командовал ими самый могучий муравей, который сидел на крупной гусенице.

– Сдавайтесь! – приказал он.

– Это Мурав, – проговорил Ум.

Мальчики встали спиной к спине и подняли мечи над головой.

– Взять их! – надменно распорядился Мурав.

– А ты говорил – в шашки играть! – с укором сказал Ален попугаю.

Лавина муравьёв-амазонок навалилась на товарищей. Мальчики стойко встретили врага. Сокрушительные удары следовали один за другим, и муравьям не удавалось приблизиться к храбрецам ни на шаг. Хорошую службу сыграла мальчикам недавняя разминка.

Нападающие в замешательстве отступили. Но не успели мальчики перевести дух, как муравьи перестроились для новой атаки. На этот раз амазонки забрались друг на дружку по три муравья и несколькими группами пошли вперёд.

Друзья опять не спасовали и ловко подсекли мечами лапки муравьёв, которые стояли на земле. Те рухнули, и с них горохом посыпались остальные.

Тогда раздосадованный Мурав задумал сбить с ног незваных пришельцев. Каждая пара муравьёв взяла за лапки третьего и начала его раскачивать.

– Приготовились… Раз, два, три! – скомандовал Мурав.

И амазонки, как снаряды, полетели в мальчиков. Но друзья нагнулись, и… летящие муравьи столкнулись друг с дружкой.

Полный конфуз! Муравьи лежали и потирали ушибленные бока.

– Молодцы! – похвалил Алена и Верна попугай.

Во время сражения он летал над полем брани и поощрял удачные удары мальчиков.

Тут Мурав криво усмехнулся и сделал какой-то знак лапкой. Тотчас два здоровенных муравья спрыгнули с ближайшего дерева на головы друзей. Принца схватили сразу. У Алена выбили меч, но перед тем, как его связали, он успел наградить муравьёв хорошими тумаками.

– Ах, так! – в сердцах воскликнул попугай и с яростью набросился на Мурава.

Предводитель амазонок неловко замахал лапками и свалился с гусеницы. Муравьи стали ловить попугая, но Ум поднялся ввысь и скрылся в чаще.

 

Пленников отвели под самый купол гигантского муравейника и заперли в камере.

– Как бы нам отсюда сбежать? – осматривая темницу, сказал Ален.

Её стены были сшиты из прочных листьев, в одном из которых была проделана дверца, а в другом – маленькое окошко.

– Верн, давай придумаем что-нибудь. Неужели у нас ума не хватает?

– Конечно, меня не хватает, – неожиданно подал голос попугай.

Он впорхнул в окошко и, ловко орудуя клювом, освободил пленников от пут. Принц и Ален вздохнули полной грудью и расцеловали Ума.

Но как же всё-таки выбраться на волю?

Около камеры слышались шаги муравья-сторожа. Ален осторожно подошёл к дверце и крикнул:

– Выслушайте нас!

– Что надо? – не входя в камеру, грубо спросил сторож.

– Почему нас арестовали?

– По приказу Мурава.

– Нам надо с ним поговорить.

– По приказу Мурава.

– Ну и глуп же ты!

– По приказу Мурава… Что-что? – Сторож рассвирепел и ворвался в камеру.

А вот этого ему делать не следовало. Ударом кулака Ален сбил муравья с ног. Мальчики связали потерявшего сознание сторожа и тихонько вышли из темницы.

Вдруг перед ними, как из-под земли, вырос ещё один муравей.

Ален не растерялся и спросил:

– Сколько будет: три и три?

– Не знаю… – недоумённо пробормотал муравей.

– Тогда марш отсюда!

Озадаченный муравей понуро побрёл прочь.

– Вперёд! – скомандовал Ален друзьям и первым побежал по коридорам наверх.

К счастью, больше на пути им никто не встретился, и вскоре беглецы выбрались наружу.

Ален ещё раньше заприметил, что прямо из муравейника к небу тянется огромное дерево с широкими листьями, и предложил Верну:

– Вскарабкаемся повыше, сорвём самые большие листья и спустимся на них.

Так мальчики и поступили…

(Со второй частью повести “Страна Грёз” можно познакомиться в пятом выпуске “Книги-выручалочки по внеклассному чтению”).

 

 

НОВОГОДНЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ АЛЕНА (Сценарий новогодней пьесы, по мотивам повести "Страна Грёз")

 

 

Тест 1: ПУТЕШЕСТВИЕ АЛЕНА В СТРАНУ ГРЁЗ

(по сказочной повести И.Сухина "Страна Грёз")

1. Оружие Алена и принца Верна: лук, меч, нож?

2. Кто был обманут в Тираните тиранчиком Прыгом: змей, тигр, удав?

3. Что "изготавливал" в Долине Чудаков чудак-писатель при помощи ножниц и тюбика с клеем: ведро, пирог, роман?

4. Первое из трёх заветных слов, которые позволили Алену одолеть Королеву Зла: дружба, любовь, солнце?

5. Третье из трёх заветных слов, которые позволили Алену одолеть Королеву Зла: дружба, любовь, солнце?

6. Второе из трёх заветных слов, которые позволили Алену одолеть Королеву Зла: заря, свет, тьма?

7. Незадачливый враг, который был поставлен в тупик вопросом Алена: "Сколько будет: три и три?": медведь, муравей, пингвин?

8. То, чем гордились тираны из Тиранита: волосы, отвага, синяки?

9. Волшебная вещь, с помощью которой хмурики усыпили принца Верна: записка, зеркало, пирожок?

10. Что было в почёте у чудаков: аэробика, волейбол, фристайл?

 

Тест 2: АЛЕН ПРОТИВ КОРОЛЕВЫ ЗЛА

(по сказочной повести И.Сухина "Страна Грёз")

1. Игра, в которую Мурав предложил сыграть Алену, проиграв партию в шашки: волейбол, поддавки, вышибалы?

2. Кто одолел муравьёв-амазонок: крокодил, кузнечик, ломехуза?

3. Волшебное летающее средство правителя Тиранита: луч, мяч, шар?

4. Что трясли в банках чудаки: гвозди, деньги, жёлуди?

5. Что выручало Алена, но не помогало Прыгу: глупость, интуиция, скакалка?

6. Что чудак-художник использовал вместо кисточки: мел, нос, ухо?

7. Кто хранитель бездонной чаши: крот, орёл, паук?

8. Волшебный предмет, который Ален выиграл у повелителя муравьёв-амазонок: ключ, очки, пояс?

9. Игра, в которую Ален сыграл с Муравом: гольф, регби, шашки?

10. Предмет, на который неосторожно села злобная Нюня: гвоздь, иголка, кнопка?

11. Подданный короля Чёрного Уса, которому приказали следить за Аленом: маляр, повар, сыщик?

Кто пришлёт мне ответы на тесты первым?

 

Из переписки, 2005

Добрый день, моему сыну по внеклассному чтению задали прочесть Вашу сказочную повесть "Страна Грёз", мы не можем её нигде найти, возможно, она вышла в сборнике!? Не могли бы Вы нам посоветовать, как найти эту книгу. Буду очень рада вашему ответу, К.Ю. Wed, 2 Feb 2005.

Здравствуйте, К.Ю.! Только что получил от Вас это письмо. Моя сказочная повесть "Страна Грёз" печаталась в четырёх сборниках для внеклассного чтения (с продолжением): 1. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – Выпуск 4. – М.: Новая школа, 1995. Обложка, 112 с. 2. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – Выпуск 5. – М.: Новая школа, 1995. Обложка, 128 с. 3. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Учебное пособие для третьего класса трёхлетней начальной школы. – М.: Новая школа, 1996. Обложка, 208 с. 4. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Учебное пособие для третьего класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Новая школа, 1996. Обложка, 192 с. Отдельным изданием она не выходила. В библиотеках они должны быть. Если нигде не найдёте, то у меня осталось по несколько экземпляров этих сборников. Есть и ещё один вариант - у меня эта сказочная повесть, вроде бы, целиком есть в Лексиконе (но этот вариант до литературной правки, поэтому кое-что изменено), в течение 10 дней я могу попробовать перебросить её в Ворд и переслать Вам. Ещё лучше, если Ваш компьютер распознаёт Лексикон, то я могу переслать в нём. Но Вы должны тогда обещать мне, что текст не появится в Интернете (у меня украли уже много литературных материалов). На одном из своих сайтов я привёл только новогоднюю пьесу, написанную по мотивам "Страны Грёз" - http://suhin.narod.ru/alen1.htm. Это, конечно, далеко не совсем то, но хоть что-то. Пожалуйста, напишите мне, из какой школы Ваш ребёнок, кто рекомендовал эту повесть и в компании с какими другими повестями и сказками. Сожалею, что написание моей повести причинило Вам хлопоты (но мне приятно, что хоть кто-то из учителей вспоминает мою сказочную повесть). Напишите, какой вариант Вам подходит больше. С уважением, Игорь Георгиевич Сухин.

Уважаемый Игорь Георгиевич! Я очень Вам признательна за то, что Вы отозвались на мою просьбу! Мой компьютер распознаёт Лексикон, если Вы можете, то перешлите в нём. Я, конечно же, обещаю Вам, что при моём участии текст не появится в Интернете… Мой сын учится в 4-ом классе в школе с углублённым изучением немецкого языка. Учительница у нас с большим педагогическим стажем, даёт детям большие списки литературы для внеклассного чтения, к примеру, на лето было предложено наряду с Вашей повестью следующее: "Мифы Древней Греции", Л.Кассиль "Кондуит и Швамбрания", В.Голявкин "Эх, Катя, Катя!", Дж. Даррелл "Говорящий свёрток", К.Булычёв "Заповедник сказок", М.Рид "Морской волчонок", Д.С.Мережковский "Утро Петра Великого", Ю.Аракчеев "Кто развесил в лесу кружева"и т.д. К.Ю. Wednesday, February 02, 2005.

Здравствуйте, Ю.! А какой номер Вашей школы? Округ? И ФИО учительницы? Мне это интересно. Контактируете ли Вы с другими родителями? Что они говорят по поводу отсутствия моей повести? Я пока обнаружил только два файла (3 и 4 части повести; давно это было…) Пересылаю их Вам. Завтра поищу начало в другом компьютере - если есть. Я давно не возвращался к данной работе, Ваше письмо высветило, что как-нибудь нужно будет создать Ворд-версию повести. Если начало у меня потерялось, то придётся сканировать. Но это позже, т.к. сканер у меня есть, но вышла из строя сканирующая программа "Файн ридер-4". И мне её переустановят не раньше, чем через месяц. С уважением, Игорь Георгиевич Сухин 3-02-2005.

Игорь Георгиевич, мне удалось распечатать вашу повесть, спасибо большое. Будем ждать первых глав. С другими родителями я поделилась информацией, в каких книгах напечатана повесть, по-моему, ещё никто не нашёл, тем временем наша учительница разрешила подготовить к уроку внеклассного чтения любую другую Вашу книгу. Мы читаем Вашу книгу "Удивительные приключения в Шахматной стране", некоторые дети тоже выбрали эту повесть. Наша школа №1222 ЮВАО, учительница Бадонышева Татьяна Михайловна. Ёщё раз большое спасибо за то, что Вы откликнулись на мою просьбу. К.Ю. 5-02-2005.

Здравствуйте, Ю.!

Я начал выкладывать "Страну Грёз" на своём сайте. Первую часть уже выложил полностью. Вот адрес - http://suhin.narod.ru/alen2.htm. С уважением, Игорь Георгиевич Сухин 8-02-2005.

 

Будьте так добры, напишите пожалуйста, где можно в Москве купить Вашу книгу "Страна Грез". С уважением, Н.В. Sun, 6 Feb 2005 01:36:05.

Чем вызван Ваш вопрос, Н.В.? О моей повести не вспоминали много лет. С уважением, автор "Страны Грёз", Игорь Георгиевич Сухин, 6-02-2005.

Спасибо большое, что не оставили мой ответ без внимания, я вообще-то на это никак не рассчитывала, а написала вчера Вам от безысходности. Дело в том, что моему внуку в школе по внеклассному чтению задали прочитать Вашу повесть, но я не смогла нигде ее найти. Поиски были долгими, включая магазины и библиотеки. Я, честно говоря, уже решила плюнуть на это дело, но вчера узнала, что она о шахматах. Моему внуку 10 лет и я очень хотела, чтобы он научился играть в шахматы, чтобы они не прошли мимо него. Пару лет назад я принесла ему шахматы (мой покойный муж неплохо играл в них) , показала как ходят фигуры, купила обучающую программу. Он сначала заинтересовался, кое-чему научился. Мы с ним даже играли, но потом остыл. Вот я и хотела бы все-таки найти Вашу повесть, прочитав, что Вы занимаетесь именно вопросами обучения детей игре в шахматы. Может быть, это как раз то, что мне нужно? С уважением, Н.В.

Здравствуйте, Н.В.! А какой номер Вашей школы? Округ?.. Моя сказочная повесть "Страна Грёз" печаталась в четырёх сборниках для внеклассного чтения (с продолжением)… Отдельным изданием она не выходила. В библиотеках они должны быть. Если нигде не найдёте, то у меня осталось несколько экземпляров этих сборников. В связи с Вашим письмом и письмами других читателей, я планирую начать публиковать эту повесть в Интернете… Теперь собственно о шахматах, Н.В. “Страна Грёз” - не шахматная повесть. Шахматные повести у меня другие. Что касается отношения детей к шахматам, то я считаю идеальным вариант, когда ребёнок увлечётся ими только на время и сам, не подозревая о том, возьмёт из них то, что положительно скажется на его развитии. У Вашего внука этот этап уже прошёл и не нужно по этому поводу расстраиваться. Перед ним в жизни очень много интересного, шахматы – были этапом. Если же Вы твёрдо решили сделать ещё одну попытку, то можно попробовать дать почитать ему мою шахматную книгу-сказку “Удивительные приключения в Шахматной стране”, уж эта-то книга есть в библиотеках. С уважением, ИГС. 7-02-2005.

Игорь Георгиевич! Спасибо за Ваши советы и за интересное сообщение. Мои внуки учатся в школе №1222, это Центральный округ, Таганский район. Младший мальчик учится в 4 "В" классе, учительницу зовут Татьяна Михайловна Бодонышева. С другими родителями я не контактирую, но думаю, что многим тоже не удалось найти эту повесть. Я тоже очень люблю Носова, особенно некоторые его рассказы, и каждый раз не могу удержаться от смеха, когда перечитываю их. Я бы очень хотела все-таки прочить вместе с внуком Ваши "Книги-выручалочки по внеклассному чтению". Как бы это организовать, чтобы я получила их? Я согласна на любой вариант: я с удовольствием куплю их у Вас, или же могу взять на время, прочитать и вернуть их обратно. С уважением, Н.В. 9-02-2005.

Здравствуйте, Н.В.! …можете позвонить мне в удобное для Вас время... В Интернете я пока выложил начало повести - http://suhin.narod.ru/alen2.htm. С уважением, ИГС. 9-02-2005.

 

Интересно было бы посидеть на уроке внеклассного чтения, где ученики обсуждают "Страну Грёз"!

 

 

ЧТО УЖЕ РАЗМЕЩЕНО НА САЙТЕ

КНИГИ, РУКОПИСИ, СТАТЬИ И.Г.СУХИНА

КТО ЗАЩИТИТ АВТОРА, ИЛИ ОХОТА НА ПЛАГИАТОРА

ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ЧИТАТЕЛЯМИ

Калейдоскоп интересных ссылок

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

mailto:suhin_i@mail.ru

Home Page URL: http://suhin.narod.ru/alen2.htm

© 2005-2006 Сухин И.Г. Все права защищены.

Сайт управляется системой uCoz